Почти каждый, кто работает в сфере торговли, сталкивался с контрольной закупкой. Это очень волнительно, как экзамен. Как экзамен, её можно пройти или завалить. Только последствия совсем другие, и пересдать сложнее.
Контрольная закупка обычно проводится внепланово, без предварительного уведомления. Проводят такие мероприятия все контролирующие органы — Роспотребнадзор, ФСРАР, и т.п.
До конца 2018 года чётких правил и нормативов не было, и это развязывало руки недобросовестным проверяющим.
Но, с появлением более чётких критериев (постановление №1398), бизнес может подготовиться к любым превратностям судьбы.
Проверки могут приходить ко всем предпринимателям или компаниям, независимо от применяемой системы налогообложения. Всё может происходить как удалённо, через интернет или по телефону, так и при личном визите. О том, что покупатель или клиент оказался проверяющим, сообщается только после акта совершения покупки.
Обычно инспектор совершает закупку под видом обычного покупателя. Он не предъявляет никаких удостоверений, быть один или со свидетелями. Возможна съёмка скрытой камерой.
После того, как состоялся акт купли-продажи, инспектор представляется по форме и предъявляет удостоверение. Это при личном визите, при покупке удалённо, он может сообщить об этом на следующий день.
После того, как тайная проверка станет явной, кассир получает копию приказа о проверке.
Ещё положен акт о проверке. Этот документ также выпускается в двух экземплярах: оригинал проверяющему, а копию — проверяемой стороне.
Акт вручается в течение трёх часов при личном визите и в течение следующего рабочего дня, при покупке удалённо.
В нём фиксируются все нарушения, которые были выявлены в ходе проверки. Соглашаться с ним или нет — дело продавца.
Деньги возвращаются в том случае, если товар был изъят для проведения экспертизы. Например, если проверка была инициирована после жалобы на качество товара.
Если же товар надлежащего качества, и всё в порядке, то происходит обратный обмен. Деньги должны быть возвращены в той же форме, в которой были получены. Если оплата была совершена картой, то и возврат должен на карту. Наличкой отдать будет нельзя.
Если с товарами всё понятно, то как быть с услугами?
Здесь тоже всё просто:
Если инспектор оплатил услугу, но не воспользовался ей, то деньги нужно вернуть. Если услуга была оказана, то никакого возврата осуществлять не нужно.
• Убедиться, что приказ соблюдается
Это очень важно: убедитесь, что вся информация в приказе соответствует фактической.
Время, дата, условия, имя и должность инспектора.
Полный перечень информации приведён в постановлении №1398 (пункт 8) от 21.11.2018. Если какого-то из пунктов нет или он нарушен — это повод подать возражение, признать результаты проверки недействительными и отменить штраф.
• Проверить, правильно ли составлен акт
Акт тоже должен быть составлен в двух экземплярах, как и приказ.
Каждый контролирующий орган использует свою установленную форму акта, но все они должны содержать:
• информацию о дате, времени и месте проверки;
• подробное описание каждого пункта;
• номер приказа и название госоргана, который его выпустил;
• информацию о закупленных товарах и способе их приобретения (лично или онлайн) и оплаты (наличный, безнал).
Полный перечень требуемой информации можно найти в том же постановлении №1398 (пункт 15) от 21.11.2018.
Если у вас возникнут сомнения, не мошенник ли перед вами — не стесняйтесь позвонить в организацию, представителем которой он назвался.
Ни одна проверка не приходит просто потому что взбрело в голову. Обязательно должны быть причины: (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).
• Нарушены права потребителя
Обращения в Роспотребнадзор вполне хватит для того, чтобы инициировать проверку. Причиной может стать любое нарушение прав потребителя.
• Причинён вред здоровью или жизнедеятельности
Если вы, допустим, отравились едой из кафе, ресторана или магазина, смело собирайте доказательства и инициируйте проверку.
• Отсутствует акцизная или иная маркировка
Сейчас маркировке подлежит только алкоголь и изделия из меха, но с 2019 года стартует глобальный эксперимент по внедрению обязательной маркировки продовольственных и непродовольственных товаров.
• Для обнаружения повторных нарушений
Если подобные нарушения уже совершались до этого, инспекция может провести повторную проверку, чтобы убедиться в том, что все нарушения устранены.
Есть один нюанс, который полезно учесть «принимающей» стороне: дело в том, что инспектор должен в суде доказать, что нет альтернативного способа проверки. Если ему это не удастся, то результаты проверки будут признаны недействительными, и штраф отменится. Однако, нарушения лучше устранять во имя сохранения клиентской лояльности.
Если нарушения есть — жди выездной проверки. Чем больше нарушений, тем больше шансов получить штраф.
Не согласны с результатами контрольной закупки — оспорьте их. Для начала нужно в течение двух недель отправить возражения в проверяющую инстанцию.
Предварительно нужно подписать акт с пометкой «с возражениями». Просто отказаться от подписания акта — себе дороже. В документе будет сделана соответствующая пометка, и всё.
Если вы отправляете документы по почте или сдаёте лично, подготовьте два экземпляра. Один останется вам, и на нём должен быть входящий номер. Если вы отправляете электронно, подпишите документы электронной подписью.
В письме нужно максимально подробно и аргументированно объяснить, почему вы не согласны с результатами проверки. Не забудьте приложить копии документов, подтверждающие обоснованность претензий.
Если ответ госоргана не устроил — обратитесь в вышестоящие инстанции или суд, чтобы получить иное решение.
Подписывайтесь на новости от ITCOM Market